Эксперт (Москва) |
СКОЛЬЗЯЩАЯ ЛЮЧЕ | назад на сайт Скворцова |
Эксперт (Москва) 07.03.2005
Девичьи игрушки Эксперт, #9 (456) от 7 марта 2005 КУЛЬТУРА оглавление НОВОСТИ Девичьи игрушки В Центре драматургии и режиссуры под руководством Алексея Казанцева и Михаила Рощина вышел спектакль, непривычно гламурный для такого актуального театра. Он называется "Скользящая Люче" и поставлен по пьесе молодого литовского драматурга Лауры-Синтии Черняускайте. Центр славится своими постановками актуальных новых пьес. Самый аншлаговый и дорогой спектакль здесь - "Пластилин" Кирилла Серебренникова, повествующий о свинцовых мерзостях постсоветской действительности. "Скользящая Люче" на фоне местного репертуара выглядит как барышня в стае хулиганов. Все герои томятся от любви. Феликс ( Владимир Панков) любит Люче (Анна Капалева). Люче любит мужчину, работающего в прокате коньков (Дмитрий Мухаммадеев). Мужчина любит свою вечно беременную жену (Людмила Халилуллина). Мама Феликса (Ольга Лапшина) любит своего больного мужа (Николай Шатохин), хотя это не мешает ей изменять ему. И все эти романы, разводы, встречи и признания совершаются в абсолютно нереальном, разреженном пространстве - наподобие тех романтических декораций, в которых фотографируются модели журнала Vogue. Литвы - страны, пережившей за последние пятнадцать лет столько разнообразных событий, - в пьесе Черняускайте нет вообще. Чем живут ее герои, где работают и как находят деньги на свои любовные авантюры - непонятно. Когда происходит действие - неясно. "Люче" можно без труда ставить хоть в антураже семидесятых, хоть в современных декорациях, хоть, на манер Вонга Кар-Вая, переносить действие в 2046 год. Эта пьеса все стерпит. Данью "реализму" в современном смысле слова выглядят только ссоры отца и матери Феликса: когда ей надоедает ухаживать за паралитиком, она кричит на него некрасивым толстым голосом. Но это лишь штамп, заимствованный из давней, еще от Петрушевской пошедшей традиции театрального натурализма. К тому же очень скоро паралитик умирает, мать едет с сыном на море и там понимает, что всю жизнь любила только собственного мужа. Постановщик спектакля Владимир Скворцов (вообще-то он актер, вы знаете его по замечательно сыгранному Обломову в спектакле центра "Облом-off") попытался чуть-чуть укоренить в реальности ускользающую "Люче". Почти все действие спектакля происходит в супермаркете, где герои очень лихо и эффектно орудуют тележками для продуктов. Но все тележки пусты - точно так же, как и сама пьеса. Девичьи грезы Черняускайте вполне простодушно выполняют тот же социальный заказ, что и глянцевые журналы. Живи она в тридцатые - с тем же пылом писала бы о трудовых подвигах. Жаль только, что по какому-то недоразумению ее пьеса попала в такой продвинутый и актуальный театр. Виктория Никифорова |