газета "Русский курьер" |
назад на сайт "СКОЛЬЗЯЩАЯ ЛЮЧЕ" | другая пресса |
Алиса Никольская
От сундука до супермаркета Два новых спектакля Центра драматургии и режиссуры -"Песни сундука" Владимира Агеева и "Скользящая Люче" дебютанта в режиссуре Владимира Скворцова, диаметрально противоположны по стилю и смыслу. Но и то, и другое - яркий пример, как из не самой удачной драматургии можно "сделать что-то незаурядное. За последние годы у Агеева сложился имидж режиссера, способного управиться с материалом, практически не приспособленным для сценической жизни. "Песни сундука" - не исключение. Пьеса совсем молодого Иннокентия Афанасьева -история, абсолютно оторванная от реальности; чувствуется, что автор весьма увлечен жанром фэнтези, но при этом хочет еще и проповедовать глобальные принципы устройства мироздания. Однако в спектакле удивительным образом прояснились все авторские невнятности, выявились акценты и возникло жесткое вторжение в человеческое подсознание. Агеев заостряется не столько на сюжете, сколько на настроении. Кажется, что воздух у него дышит и разговаривает, а люди в любой момент могут поменяться местами с видениями, да так, что не разберешь, кто реальнее. Сундук, правда, в спектакле не поет: там, внутри, коротает дни в заточении юная особа (Мария Малкова), дочь экстравагантного господина (Алексей Багдасаров). Боится папа, что хрупкая барышня наделена сильнейшей внутренней энергетикой, и ей лучше волю не давать - во избежание Апокалипсиса. Но где запрет, там и нарушение - девочка вырвется, превратится из кокона в бабочку и вместе с матерью (Лариса Пылаева), подобно Фаусту и Мефистофелю, полетит сквозь время и пространство. "Песни сундука" -это детский фольклор (кто-то, наверное, еще помнит пионерлагерные истории про "черные шторы" , "черный дом" и "старуху, у которой не было смерти") и буйство сдвинутого сознания; это мрачный анекдот и леденящая атмосфера фильмов Хичкока; смешение всего и вся в едином пылающем костре. А еще - железная логика мыслей и безжалостное расставание с иллюзиями. Ведь сундук не что иное, как наше убежище. А прячась в мире иллюзий, можно рано или поздно породить бурю и погибнуть в ней. Частенько бывает, что для первого выхода в режиссуру выбирают материал глобальный - "Гамлета" или "Чайку"... Владимир Скворцов взялся за вещицу непритязательную, но дающую возможность толково самовыразиться. Прибалтийская барышня Лаура-Синтия Черняускайте отметилась со своим опусом "Скользящая Люче" года два назад на одной из "Новых драм". С тех пор многие говорили, что "надо бы поставить", но до сей поры никто не взялся. Оно и понятно: типично дамское сочинение, сдобренное неприятными физиологическими подробностями, не принадлежит к числу судьбоносных для театрального процесса. Однако Скворцов и его актерская команда сумели сделать простое, чистое, холодновато-освежающее, как капли летнего дождя, зрелище. О подернутом глянцем мире, где простые "люди из супермаркета" пытаются выжить и спасти свои чувства. Сцена затянута прозрачным скользким пластиком - вроде бы незаметно, но можно и шею свернуть. Герои изо всех сил стараются удержаться на ногах, делая больно себе и близким. Коротенькие истории сменяют одна другую и переплетаются. Мечтательная Люче (Анна Копалева), странная девушка с детскими глазами и резковатым голосом, объявляет мужу Феликсу (превосходная работа Владимира Панкова), что уходит от него к другому - чтобы в финале вернуться и начать все сначала. Ее возлюбленный, не то настоящий, не то придуманный, усталый флегматик без имени (Дмитрий Мухамадиев), изо всех сил успокаивает свою субтильную, нервную жену (Людмила Халилулина), дуреющую от любых проявлений внешнего мира, - и им удастся пробиться друг к другу. Появляющиеся из дымки воспоминаний родители Феликса ухитряются сохранить взаимную привязанность даже на том свете. Обычные до банальности люди, почему-то заставляют сочувствовать. Не претендующая на хит "Скользящая Люче" , скорее всего, таковым станет. Потому что истории про человеческие отношения, к тому же не усугубленные сложными метафорами, мы хотим видеть всегда. Русский курьер, 18.01.2005. |